Детский альбом Чайковского

Цель: Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского, развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей, актёрские начала. Учить импровизировать, фантазировать под музыку. Обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: умение общаться друг с другом, быть вежливыми, доброжелательными.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин художников 18 — 19 веков, просмотр слайдов архитектурных памятников, беседа о быте, культуре, традициях той эпохи. Беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома». Индивидуальная работа с детьми.

Зал оформлен в стиле гостиных прошлых лет: «горит» камин, кругом вазы с цветами, диваны, кресла, картины. Над камином портрет П. И. Чайковского.

Вед: Друзья, сегодня мы пригласили вас на встречу с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. (Берёт «Детский альбом».) Книга, которую я держу в руке, называется «Детский альбом». В нём собраны музыкальные пьесы для детей. Это маленькие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, которые жили очень давно, когда ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками на колёсиках, но девочкам, так же как и сейчас, дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.

Пётр Ильич Чайковский жил в те далёкие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова, чтобы обучение игре на фортепиано было для него и детей его возраста более интересным. Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей земли, а сегодня она звучит для вас…

Открываем «Детский альбом» — и музыка начинается.

Звучит пьеса «Сладкая грёза». Ребёнок на фоне музыки читает:

 

Тихо, тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном,

И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут лесные тропки,

Тают в дымке голубой,-

Это музыка торопит

И зовёт нас за собой.

(К. Ибряев)

Вед: Слышите, это «Сладкая грёза», сладкий сон. Со звуками этой музыки мы перенесёмся в далёкие времена и заглянем в дом Володи Давыдова. Дом большой, красивый. Топится камин, вкусно пахнет пирогами. В доме уютно, тепло, а за окном снежное, вьюжное зимнее утро. Метёт метелица и летит снег.

 

Звучит пьеса «Зимнее утро».

 Группа девочек исполняет танец снежинок.

Вед: На новый год Володе подарили новую лошадку. (Звучит пьеса «Игра в лошадки».) Слышите, это Володя спешит к своей новой игрушке.

 

Выбегает мальчик, садится на игрушечную лошадку

 и под музыку читает:

Я на лошадку свою златоглавую

Сел и помчался по дому, по комнате,

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего,

Мимо сидящей с вязанием бабушки,

Мимо мяча и коробки с игрушками.

(Мальчик слезает с лошадки и убегает).

Вед: К новому году Володе ещё подарили большую красивую коробку, в которой лежали деревянные солдатики. А вот и они…

Звучит «Марш деревянных солдатиков».

Выходят солдатики, перестраиваются и поют:

Ать- два, левой, правой,

Ать- два, левой, правой,

Мы легко и весело идём,

Ать- два, левой, правой,

Ать- два, левой, правой,

Песню деревянную поём.

(Солдатики уходят).

Вед: У Володи есть сестра. Мама подарила ей новую куклу. Она очень рада чудесному подарку и весело кружится со своей новой куклой.

Звучит пьеса «Новая кукла».

Девочка танцует с куклой.

 

 

Вед: А вот мазурка зазвучала!

Мазурка — танец хоть куда

Задорный, лёгкий и весёлый

Прошу на танец господа!

Несколько пар танцуют мазурку.

По окончание танца мальчики рассаживают девочек,

которые восклицают: «Очаровательно», «Чудесно», «Прелестно».

1 дев:      Ах, господа, прошу внимания,

Мой друг приехал из Германии

(Девочка представляет мальчика, он кланяется.)

Сейчас с моим другом вдвоём

Немецкую песню споём.

 

(Девочка и мальчик исполняют «Немецкую песенку».)

 

Среди лесистых гор,

У голубых озёр,

Где слышен в чаще птичий

нестройный хор,

Под яркой синевой,

Под елью вековой

Плясать сегодня будем с тобой.

Сегодня нас бросит

в весёлый пляс,

В развесёлый пляс,

в разудалый пляс.

Нас бросит музыка

в весёлый пляс.

В этот солнечный час.

Где горный спрятан луг,

Где никого вокруг,

Где слышен зверолова далёкий рог.

Среди цветов лесных

В одеждах расписных

Плясать сегодня будем с тобой.

2 дев:      А я пою прелестную,

Совсем вам неизвестную

Старинную французскую песенку.

Вед: Ах, очень просим вас

Спеть эту песенку для нас.

 

(Девочка поёт «Старинную французскую песенку».)

 

Скажи, любимый мой,

Зачем ты не со мной.

В душе своей храню

Чудесный образ твой.

Скажи мне, почему,

Никак я не пойму,

Не можешь подчиниться ты

Сердцу своему?

О, Ланселот, приди ко мне,

Иначе я умру в любовном огне.

Ах, не вернёшься ты,

Мой рыцарь Ланселот,

Не хочешь, рыцарь, знать,

Что тебя Элейна ждёт.

 

Вед:   Немного грустно стало мне.

В душе смятенье и томленье…

Теперь бы польку станцевать

Продолжить дружное веселье.

Мальчики  приглашают девочек на польку.

 

3 дев:  Теперь начну рассказ свой я

А том, что есть Италия, чудесная страна

Прекрасны там леса, поля,

Прекрасны море и земля,

Прекрасны солнце, небеса

И звонких птичек голоса.

Мальчик под звучание «Неаполитанской песенки» декламирует:

Это море предо мною,

Это небо голубое,

Эти солнечные сети,

Как без них прожить на свете?

Эти рощи у залива,

Эти гибкие оливы,

Этот край вечнозелёный

Полюбил я навсегда!

Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,

Не расстанусь я с тобою,

Мой Неаполь, никогда.

Здесь всё вокруг моё-

И дали неоглядные, и здания нарядные,

И улочки недлинные, и площади старинные,

И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

 

Вед:   Очаровательно, прелестно, какой рассказ был интересный

Володя:  Друзья я предлагаю вам сыграть в шарады.

Дети:  Сыграть в шарады?

Да, мы рады!

Володя с сестрой договариваются шёпотом, затем объявляют.

Володя:  Мы загадаем вам загадку,

А вас попросим дать ответ:

Какую сказку разыграем,

вы догадаетесь иль нет?

Сестра: Нянина сказка- загадка для вас

Нянину сказку покажем сейчас.

Звучит пьеса «Нянина сказка». Дети под музыку показывают эпизод сказки (пантомима) «Красная шапочка» (встреча Красной Шапочки и волка).

 

Дети:      Мы отгадали шараду, это про Красную Шапочку.

Володя: Давайте продолжим игру.

Сестра:  Мы в сказку заглянем опять на мгновенье.

Хочу загадать вам: кто это такой,

Кто страшный над лесом летает с метлой?

Звучит пьеса «Баба Яга». Девочка импровизирует под музыку, изображает Бабу Ягу.

 

Дети: Эта страшная баба, эта Баба Яга,

Не дай бог увидеть её никогда.

Сестра: Немного страшно, господа?

Вот мама к нам идёт сюда.

Под музыку «Мама» входит воспитательница, в руках у неё подсвечник с зажжёнными свечами.

 

Мама:  Давно уж вечер на дворе,

Пора домой и детворе,

И вам ложиться спать.

А завтра можете с утра

Игру начать опять.

Молитву на ночь прочитайте

И с богом мирно засыпайте…

(Воспитательница обращается к детям)

Я всех была вас видеть рада,

Вы все — прекрасные ребята,

                                    Вы приходите снова к нам,

Мы будем очень рады вам.

(Дети с воспитателем идут в группу.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *