Влияние музыки на ребенка

Вряд ли кто-то сомневается в том, что музыка способна актив­но влиять на душевное (и духовное) состояние человека. Хорошая музыка человека захватывает, она трогает в нем его лучшие чувст­ва, очищает дух, рождает возвышенные мысли; человек, глубоко чувствующий и понимающий музыку,

воспринимает лучшие ее об­разцы не без душевного трепета, а иной раз и не без слез…

Конеч­но, ребенок до трех лет еще не отличается таким духовным совер­шенством, чтобы слушать «Adagio» или «Requiem» Моцарта со слезами на глазах, он еще не видит разницы между музыкой возвы­шенной и примитивной музыкой «для ног», но к музыке вообще от­носится с интересом, слушает ее с удовольствием, музыка заметно поднимает его настроение.

Маме не должно быть безразлично, какую музыку слушает ее ребенок. Он должен слушать только хорошую музыку — независимо от того, классическая это музыка или эстрадная. Музыка, в отличие от других искусств, довольно активно и уже с самого раннего возраста -на уровне подсознания — воспитывает у человека вкус; а какой вкус может воспитать плохая музыка (примечательно, что известный немецкий философ Иммануил Кант не жаловал музыку любовью, называя ее «самым навязчивым из искусств»; вероятно, он имел в виду не лучшие образцы музыкального искусства, которые действительно могут восприниматься как навязчивые — их не хочешь слушать, но они звучат, и самые бесталанные произведения обычно — самые длинные). Чувство вкуса, воспитанное музыкой, будет проявляться и по отношению к живописи, к литературе, к одежде, к интерьеру, к выбору друзей, если угодно, и т.д.

Помимо того, что музыка довольно сильно воздействует на внутренний мир ребенка, она содержит в себе еще мощное организующее начало, а именно — ритм. Ритм как основа музыки является еще и основой всех жизненных процессов в организме. Один ритм всегда тем или иным образом вписывается в другой, согласуется с ним и поддерживает его. Поэтому музыка, даже упомянутая музыка «для ног», представляет определенную ценность не только в смысле влияния на психическое развитие, но и в смысле чисто физиологическом, как бы удивительно это ни выглядело.

Задача мамы и других взрослых членов семьи достаточно про­ста: в доме как можно чаще должна звучать музыка; когда ребенок бодрствуе: она может звучать постоянно, когда малыш спит, тоже можно осте. ;ять музыку, — но совсем тихо (в соседней комнате); и должна звучать самая разнообразная музыка — не следует ограни­чиваться только классикой или только эстрадой, сообразуясь со вкусом кого-то из взрослых. Очень хорошо, если кто-то в доме вла­деет каким-либо музыкальным инструментом, — он собственным примером привлекает ребенка к занятиям музыкой. Даже если ма­ма не обладает завидными вокальными данными, она должна ре­бенку петь; так ребенок впервые услышит «живую» музыку и рано или поздно — непременно захочет поучаствовать в исполнении. Как можно более ранние занятия пением важны для развития музы­кального слуха. Ритмичность музыки ребенку легче прочувство­вать в танце — мама может взять малыша на руки и потанцевать под одну из ритмичных мелодий. Ребенку (да и маме) это доставит мас­су удовольствия.

Комментарии закрыты.