Чтобы не было скучно

Наверное, каждый педагог знает, как важно, чтобы на занятиях музыкальной деятельностью детям было интересно, чтобы детские лица излучали радость, а глаза горели восторгом. И каждый педагог мечтает об этом. А вот как добиться такого эффекта?


Вот именно от этого зависит и успех развития детского вокального творчества!

 

Опыт показывает, что одно из важных условий успешного развития детского вокального творчества- разнообразие и вариативность проведения занятий с детьми. Новизна обстановки, в которой они проводятся, необычность начала занятия, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей и разнообразные задания и возможность выбора- это и многое другое, о чём должен знать педагог, чтобы не допустить в детскую певческую деятельность однообразия и скуки, обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Музыкальному руководителю важно уметь всякий раз включить детей в новую ситуацию, требующую от них умения применить усвоенные ранее знания, навыки и умения, поиска новых решений, творчества. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание петь, играть, сочинять музыку. Педагогу необходимо внесение разнообразия во все моменты занятия и в свободную детскую деятельность, продумывание вариантов занятий по темам, по материалам, по обстановке и по применению созданных детьми музыкальных образов.

Вокальное творчество не терпит шаблонов, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем в практике работы с детьми можно столкнуться именно с таким положением: «Эту песню надо петь только так и никак иначе, а попевку вот так».И всё это без каких-либо разумных доказательств. А что случится, если это сделать по-другому? Кто от этого пострадает? Эти правила и установления можно продолжить. Всё это сковывает и лишает возможности творчества и педагогов и детей.

Прежде всего не должно быть стандартных форм по тем или иным темам, видам занятий; необходимо вносить новизну во все процессы вокально-творческой работы: в начале занятия, когда детям предлагается включиться в творческую деятельность (будь то сочинение музыкального приветствия по замыслу ребёнка или изобразить голосом разных зверей).

По-разному можно подвести детей к созданию музыкального образа. В одном случае педагог создаёт игровую ситуацию: он собирает детей около себя и говорит, что сейчас они будут заниматься. В это время раздаётся стук в дверь. Педагог удивляется «Кто бы это мог быть?»,-открывается дверь, почтальон принёс в подарок детям игрушки, вещи и предложил: если подарки понравятся детям, пусть они споют про них песенки или частушки. Педагог достаёт одну игрушку за другой (мяч, балалайка, колобок и т.д.)

Всё зависит от того, что дети уже умеют; необходимо также предусмотреть  возможности и интересы всех детей , чтобы никому не было скучно от чрезмерной лёгкости или неинтересности предстоящего задания. Поэтому можно включить и сложную песню с солистом, и музыкальные игры. Всегда и во всём нужно обеспечить детям возможность выбора, учитывая, что кто-то захочет и сможет спеть свою песню про игрушку, лежащую в сумке почтальона.

Занятие по замыслу может начинаться и по-другому. Педагог приглашает детей путешествовать по зимнему лесу. В дороге они поют песни, чтобы дорога не казалась сильно долгой, на автобусной остановке играют в игры, водят хороводы, чтобы не замёрзнуть, в лесу встречают белочку, которая просит детей научить её так весело петь песенку. А в подарок она дарит детям кассету с детскими песнями.

Чем больше разнообразия  вносит педагог в работу с детьми, тем меньше скуки, тем интереснее для детей занятие и тем больше они стимулируют детское творчество.

Особый интерес вызывает у детей тема сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно, они возбуждают детскую фантазию. У каждого ребёнка есть свои любимые сказки и сказочные герои. Поэтому предложение пропеть песенку или упражнение для голоса от лица сказочного персонажа (как бы эту песню спела сейчас дюймовочка, баба Яга) всегда вызывает у детей положительные эмоции. Педагог и дети слушают  одну и ту же песню, но исполненную разными голосами, обращают внимание на разные оригинальные вокальные находки.

Творчество- процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы. Существенным недостатком, мешающим развитию детского вокального творчества, является излишняя опека ребёнка. Боясь, что ребёнок не справится, ошибётся, сделает что-то не так, педагог стремится как бы помочь ребёнку, подсказать , подстраховать его от ошибок, а на самом деле мешает самостоятельности, контролирует каждый шаг, буквально навязывает своё решение. Так, в процессе объяснения детям, как им предстоит спеть то или иное упражнение, педагог либо сразу всё объясняет сам, не активизируя мыслительную деятельность детей, либо, задавая им вопросы, практически тут же сам отвечает на них, не давая детям даже подумать, сосредоточиться. Одним из недостатков, отрицательно сказывающимся на развитии вокального творчества дошкольников, следует считать ограниченность наглядных материалов. Некоторые считают, что не надо детям ничего показывать, что касается техники образования звука, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако это ошибочное мнение. Дети любят новизну, им интересно разнообразие, и далеко не все дети могут сами выделить и воспроизвести способы звукообразования.

Низкий уровень квалификации педагога может привести к нарушению специфики вокальной деятельности, неправильному руководству детским творчеством .

Недостаточно развитое эстетическое восприятие педагогов является причиной формирования у них штампов, которые они внедряют в сознание детей: «Так бывает, а так не бывает» (а жизнь, она ведь многогранна), «это надо петь так, а это должно звучать вот так».

Низкий уровень квалификации определяет формальный, нетворческий подход к методике проведения занятий: используются одни и те же методы и приёмы, не включаются игровые приёмы и игровые ситуации, часто используется прямой показ приёмов пения, в результате чего у детей образуется установка на то, что петь надо только после того, как педагог покажет, как это надо делать. Не продумывают музыкальные руководители и варианты занятий и разных его моментов.

Комментарии закрыты.