Программа ДЕТСТВО

Девиз программы «Детство»: «ЧУВСТВОВАТЬ-ПОЗНАВАТЬ-ТВОРИТЬ»

 

Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.(ознакомление детей с эмоц. переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональными состояниями.)

 

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. В каждом разделе программы линия чувств становится обязательной составляющей воспитания и образования дошкольников.

 

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.  (Программа обеспечивает разитие образных форм познания мира- наглядно-образного мышления и воображения.)

 

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы: Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. (Детское творчество проявляется в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а так же предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере.)

 

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребёнка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.

(Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников. (Представление о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укреплении, о функционировании организма и правилах заботы о нём, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи.)

 

Всё содержание программы «Детство»центрировано на ребёнке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных

личностных качеств.В программе специально выделен раздел «Отношение ребёнка к самому себе».(Расширение его предсталении о себе, своей семье, социальных связях с окружающими его людьми)

 

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путём интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.

 

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

 

Педагогический процесс так же включает  организованное обучение (занятие). В каждой возрастной группе проводится не более двух занятий в день. В младшей и средней группах одно из игровых занятий планируется утром, второе после сна. В старшем дошкольном возрасте оба занятия следует проводить в утренний отрезок времени.

 

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.

 

Педагогический процесс включает так же организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создаётся развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребёнка.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, опытов и экспериментирования, игровых проблемных ситуаций.

Реализация программы «Детство» в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познания возможностей развития каждого ребёнка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги) способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

 

 

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

 

Психологи обращают внимание на «кризис трёх лет», когда младший школьник, ещё недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своём требовании, упорство в осуществлении своих целей.

Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребёнка должен быть изменён в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Задача взрослого:  поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребёнка, не подорвать веру ребёнка в собственные силы. Помочь каждому ребёнку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.

Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребёнка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми воспитатель переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверстниками у каждого ребёнка, обогащает детский опыт. Воспитатель показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь.

 

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА:

1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребёнка.

2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками.

3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения.

5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям.

6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения.

7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.

 

*** Творческие игры.

Элементарные сюжетно-ролевые игры на бытовые темы. Игры с элементами драматизации. Игры с имитацией образов зверей, птиц, сказочных персонажей. Игры-фантазии с использованием пальчикового театра, кукол-перчаток. Игровые импровизации под музыку, литературный текст. Создание простых построек  из строительных материалов, игровых модулей. Игра-экспериментирование с разными материалами (водой, песком, снегом, бумагой).

 

*** Игровые умения.

самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения игровой роли, Проявлять желание создавать игровые образы в соответствии с разным настроением музыки, её темпом. По побуждению и примеру воспитателя отражать в играх персонажи, ситуации знакомых сказок. Участвовать в хороводных играх. Использовать в играх предметы для ряженья, простейшие музыкальные инструменты.

 

РЕБЁНОК И МУЗЫКА

 

 

 

Обобщёнными целями музыкального развития и образования детей, стоящими перед педагогами в каждой возрастной группе, являются:

 

1.    Развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.

2.    Развитие у ребёнка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

 

В связи с этим программа каждой возрастной группы содержит две части:

— Музыкальное восприятие-слушание-интерпретация.

— Музыкальное исполнительство-импровизация-творчество.

 

 

В возрасте 3-4 лет чувственным путём ребёнок познаёт окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

Естественное для младшего дошкольника желание организовать собственную жизнедеятельность в определённом ритме выражается в попытках зарифмовать слова, в ритмичном проговаривании- пропевании фраз, в двигательных импровизациях под музыку. Поэтому особое значение придаётся развитию метроритмического чувства малышей.

 

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ – СЛУШАНИЯ – ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

1.    Воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку.

2.    Организация детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука, высоты, длительности, динамики, тембра.

3.    Активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.

 

В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для малышей необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для них виды деятельности (рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах и т.д.)

 

Ориентация в свойствах музыкального звука позволяет младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы- потому ,что музыка медленная, медведь идёт- потому, что музыка низкая, и т.д.). Ребёнок различает контрастные музыкальные регистры (высоко-низко), простой характер музыки (весёлая -грустная), двигательно интерпретирует метроритм (плясовая –марш).

 

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА – ИМПРОВИЗАЦИИ – ТВОРЧЕСТВА:

 

1.    Развитие двигательно – активных видов музыкальной деятельности – музыкально –ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах.

2.    Развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приёмам игры на инструментах.

3.    Формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому.

4.    Стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Возможности эмоционального развития позволяют детям в этом возрасте различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Педагог акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования.

 

В этом возрасте создаются предпосылки для развития показателей певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребёнка к естественному звукоизвлечению. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приёмы, звукоподражания, пение взрослого a cappella.

 

Основным видом детского певческого исполнительства становится игра. Игры на фонацию звуков и их мелодику строятся по принципу «вопрос-ответ», с преодолением регистрового порога, с учётом анатомо- психологических особенностей строения детского голосового аппарата. При этом учитывается амплитуда диапазона голоса ребёнка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. В сотворчестве взрослого и ребёнка рождаются звуковые образные импровизации, созданные на основе одного из самых любимых жанров народного творчества- сказки.

 

Двигательные творческие импровизации позволяют ребёнку почувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребёнок 3-4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т.д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.

Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. С помощью инструмента ребёнок создаёт музыкально-художественный образ, становится участником  и создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает  понять характер и настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения малых форм народного поэтического творчества игрой на простейших народных инструментах.

 

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

 

НИЗКИЙ.

У ребёнка неустойчивый и ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности. Эмоциональный отклик на музыку незначительный. Ребёнок затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения. Не соотносит тембр музыкального инструмента с его названием, интерес и желание играть на инструментах ситуативны. Интонирование заменяет проговариванием слова на одном звуке.

 

СРЕДНИЙ.

Интерес к музыке неустойчив. Ребёнок участвует в музыкальной деятельности по инициативе педагога. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют настроению произведения. Вслушивается в музыку, но может отвлекаться. Не всегда точно передаёт ритм. В движениях часто копирует других детей. Проявляет интерес  и желание играть на музыкальных инструментах. Интонирует несколько звуков, слышит движение мелодии.

 

ВЫСОКИЙ.

Ребёнок вслушивается в музыку, запоминает и узнаёт знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения и эмоциональные отклики на характер и настроение музыки. В движении передаёт различный метроритм. Активен в элементарном музицировании. Владеет приёмами игры в две ложки, на треугольнике, на бубенцах, копытцах, доске. Хорошо интонирует большинство звуков, пение протяжно. Чисто интонирует заданную музыкальную фразу, может спеть знакомую песенку с музыкальным сопровождением.

 

 

 

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 

В среднем дошкольном возрасте, благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту, ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.

 

Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют среднему дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.

 

Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.

 

Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия, демонстрирующих, что музыка выражает эмоции, характер, настроение человека. Необходимо показать ребёнку, что окружающий его мир людей, вещей и природы может быть изображён и выражен музыкальными звуками, а о собственных переживаниях может сообщить то или иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения ребёнка с социумом.

 

Важно научить ребёнка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, телом, приёмами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в среднем возрасте особенно значимо обучение детей технике пения, движения, музицирования. Чрезвычайно существенным является подбор способов и форм такого обучения для того, чтобы сохранить эмоциональный подъём и интерес к музыке как средству самовыражения и игры.

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ  МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ – СЛУШАНИЯ – ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

 

1.    Воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.

2.    Развитие умений общаться и сообщать о себе, своём настроении с помощью музыки.

3.    Развитие музыкального слуха – интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоении детьми элементарной музыкальной грамоты.

 

На основе развитого метроритмического чувства у детей развивается интонационный, тембральный, ладовый слух, музыкальная память. Этому способствуют специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации.

 

Дети умеют дискутировать о настроении музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков, понимают, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Они могут анализировать музыкальную форму двух- и трёх- частных произведений. Дошкольник 5-го года жизни понимает, что музыка может выражать характер и настроение человека(резвый, злой, плаксивый), и различает музыку, изображающую что-либо (какое-то движение в жизни, в природе : скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой). Дети умеют дифференцировать: выражает музыка внутренний мир человека, а изображает— внешнее движение.

 

Освоенные в младшем дошкольном возрасте звуковые сенсорные предэталоны позволяют перейти к азам музыкальной предэталонной грамоты, в которой общепринятая музыкальная терминология заменена доступными и понятными детям названиями. Таким образом развивается музыкальный, интонационный слух. В играх дети овладевают музыкальными представлениями об интервалах, исполняют попевки на интервалы секунда («мышка»), терция («кошка»), кварта («ворона»), квинта («медуза»), секста («олень»), септима («носорог»), октава («жираф»). Введение относительной сольмизации развивает умение показать жестом место музыкального звука и перенести на пять пальцев руки импровизированный «нотный дом».

 

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА – ИМПРОВИЗАЦИИ – ТВОРЧЕСТВА.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

 

1.    Развитие координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков.

2.    Освоение детьми приёмов игры на детских музыкальных инструментах.

3.    Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизации.

4.    Стимулирование желания детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

 

Благодаря введению приёмов сольмизации, дети 5-го года жизни могут начинать попевки от любой ступени, соответственно перенося мелодический рисунок в «нотный дом». У них хорошо развит артикуляционный аппарат, гласные пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием,  построенным на умении расслаблять голосовые связки.

 

Дети начинают создавать простейшие песенные импровизации, включая их в рассказывание сказок, в игровые драматизации, поют соло и хором без сопровождения детские песенки и русские народные песни одноголосно и с элементами двухголосия.

 

Дошкольники ориентируются в игре двумя руками на металлофоне, дровах, лесенке-дровах, резонаторе и клавишных инструментах. Умеют записать простейший ритмический рисунок. Прочтение ритмослогами сопровождают игрой на ударных (бубен, металлофон, лесенка, ксилофон). Каждый ребёнок может стать дирижёром «импровизационного ансамбля» с игрой и пением, побуждая тем самым друг друга к творчеству.

 

В соответствии с характером музыкального образа, дети могут подобрать соответствующие средства его создания, а для его интерпретации используют подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию.

 

Появляется важнейшее умение – перенос,  — свидетельствующее о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребёнок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании и пении.

 

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

НИЗКИЙ.

Ребёнок прослушивает музыкальное произведение, не вникая в его содержание. Музыка не вызывает соответствующего эмоционального отклика. Ребёнок отказывается участвовать в беседах о музыке, затрудняется в определении характера музыкальных образов и средств их выражения. Поёт на одном звуке, дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается.

 

Затрудняется в повторении заданного ритмического рисунка. Проявляет минимальную творческую активность, пассивен, не уверен в себе, отказывается от исполнения ролей в музыкальных играх, драматизациях, танцах.

 

СРЕДНИЙ.

Ребёнку не удаётся до конца проследить за динамикой музыкального образа. Эмоциональные реакции не всегда адекватны. Интерпретирует простую по содержанию и форме музыку, ожидает помощи взрослого. Интонирует несложные мелодические обороты. Движения выполняет ритмично, но просит повторить образец. Характеризуется репродуктивным, слабо связанным с музыкой исполнением ролей в музыкальных играх, хороводах, драматизациях.

 

ВЫСОКИЙ.

Ребёнок понимает структуру музыкального произведения и может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа. Различает выразительный и изобразительный характер в музыке. Владеет элементарными вокально-хоровыми приёмами в области сольмизации, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов. Ритмично музицирует и понимает изображение ритмослогов, слышит сильную долю в 2-,3- дольном размере. Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.

 

Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребёнка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребёнку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.

 

Постепенно ребёнок приобщается к «общественной технике чувств» (Л.С. Выготский), понимая, что музыка позволяет любому человеку общаться и быть понятым. Музыкальная культура ребёнка позволяет рассматривать музыку как способ саморегуляции поведения, что открывает возможности в применении элементов музыкотерапии в работе с детьми. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, усиливают «чувство жизни», вызывают эмоциональный подъём, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

 

Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познаёт музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально- практический опыт общения с музыкой.

 

Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. В старшем дошкольном возрасте важно показать ребёнку способы пользования освоенными ранее средствами (голосом, движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа.

 

Культура слушательского восприятия позволяет ребёнку стать полноценным зрителем- слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной  становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими полноценное музыкальное развитие дошкольника.

 

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ-СЛУШАНИЯ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

1.    Обогащение  слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.

2.    Накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.

3.    Обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

4.    Развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

 

Старший дошкольник имеет элементарные представления о полифонии И.С.Баха, музыкальном театре Х.Глюка, драматическом театре Э.Грига, знакомится с камерным искусством И.Гайдна, В.А.Моцарта. С помощью любимых всеми детьми сказок и народных песен ближе и доступнее становятся оперы Н.А. Римского-Корсакова и М.И.Глинки. Вновь дети встречаются с любимыми и знакомыми с раннего возраста героями Садко, Снегурочкой, Русланом и Людмилой, уже не только в поэтическом, но и в музыкальном звучании. Дети понимают неповторимость и красоту жанра на примере балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.И.Чайковского, знакомясь с их фрагментами в детском саду или посещая театр. Старшие дошкольники получают новые представления об истории создания оркестра, истории развития музыки, своеобразии музыкальных инструментов.

 

Старшие дошкольники проявляют большую заинтересованность и активность в слушании музыки, становясь участниками  этого процесса. Создаётся прекрасная возможность для проявления индивидуального творческого потенциала детей: это и возможность передачи художественно-музыкального образа в музыкально- ритмических движениях, возможность подобрать музыкальный инструмент, который характеризует этот художественный образ, и музицировать на нём, изображение музыкальных впечатлений в изобразительной деятельности, сочинение ребёнком стихотворения, отражающего его отношение и впечатление, эмоции от услышанного музыкального произведения, желание исполнить  эту музыку в составе детского оркестра или в музыкально- художественной театрализации. В процессе активного восприятия музыки ребёнком реализуется его естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.

 

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА- ИМПРОВИЗАЦИИ- ТВОРЧЕСТВА.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

 

1.    Развитие умений чистого интонирования в пении a capella  и на 2 голоса.

2.    Освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования.

3.    Стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.

4.    Развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

 

Ребёнок старшего дошкольного возраста участвует в играх на ритмическое многоголосие , слышит 2- и 3-дольный ритм и исполняет его на различных ударных инструментах в синтезе с речевыми играми в коллективе детей. Ребёнок владеет приёмами игры на ложках (от 2 до 5 ложек), на копытце, ксилофоне, металлофоне, резонаторах, клавишных, клавишно-духовых, духовых и струнных инструментах. Использует ритмические формулы, пользуясь записями на нотном стане, различает звуковые символы- ноты.

 

Дети поют русские народные попевки и песни, детские песенки как без сопровождения, так и на 2 голоса, с показом ступеней ручными знаками, относительной сольмизацией. Владеют абсолютной сольмизацией, умеют сольфеджировать попевки по нотам или с показом на 5 пальцах- «линеечках» как на нотном стане. Умеют выложить ноты на нотном стане. Слышат интервалы, сыгранные в любом регистре, понимают состав интервала, могут спеть песенки на любой интервал- «про мышку», «про кошку», «про медузу», «про оленя»,  «про носорога».

 

Дети много импровизируют в пении, танцах, на музыкальных инструментах. Могут создавать оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемые тексты, отбирать и соединять движения в танец, собирать по несколько человек, распределять инструменты и создавать небольшие оркестровки. В музыкальных играх и хороводах выступают сочинителями сюжетных ходов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.

 

Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъём и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребёнка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для ребёнка становится не процесс участия в деятельности, а её результат. Направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребёнка не игрой, а художественным творчеством. Важно поддерживать это состояние как до, так и после выступлений детей.

 

 

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

НИЗКИЙ.

 

Ребёнок активен только в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнаёт музыку известных композиторов. Имеет слабые навыки сольфеджирования и вокального пения. Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой. Не принимает активного участия в театрализации. Слабо развиты музыкальные способности.

 

СРЕДНИЙ.

Ребёнок понимает средства музыкальной выразительности, умеет проанализировать музыку. Узнаёт интонацию того или иного композитора, но не уверен в своих ответах. Затрудняется проявлять активность на концерте, вечере досуга, празднике. Иногда ошибается во владении приёмами игры на детских музыкальных инструментах. Интонирует чисто, но не солист.

 

ВЫСОКИЙ.

У ребёнка развита культура слушательского восприятия. Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями. Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов. Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках. Активен в театрализации, где включается  в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а так же стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания. Проговаривает ритмизировано стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.